Индустрия 4.0 — Перспектива Великобритании против Германии

Официальный поставщик продукции Leroy-Somer

В этом посте отраслевой эксперт Энди Пай спрашивает, совпадает ли Industry Vier Punt Nul с Industry 4.0.

Промышленность является одним из столпов европейской экономики, на долю которого приходится 15% добавленной стоимости (по сравнению с 12% в США). Она служит ключевым фактором исследований, инноваций, производительности, создания рабочих мест и экспорта. Промышленность генерирует 80% инноваций ЕС и 75% его экспорта. То производственный сектор на долю Европейского союза приходится 2 миллиона предприятий, 33 миллиона рабочих мест и 60% роста производительности.

Однако сейчас она сталкивается с новыми вызовами: новые игроки рынка, в частности из Азии, подорвали конкурентоспособность европейских стран и привели к значительной потере рабочих мест на устоявшихся рынках – Великобритании (-29%), Франции (-20%) и Германии (-8%).

Западная цивилизация уже стала свидетелем три промышленные революции, разрушительные скачки в промышленных процессах, приводящие к значительному повышению производительности. Первым было использование гидроэнергетики, все более широкое использование паровой энергии и развитие станкостроения. Второй принес электричество и массовое производство. Третий и самый последний шаг еще больше ускорил автоматизацию с использованием электроники и информационных технологий.

То четвертая промышленная революция уже в пути. На этот раз физические объекты плавно интегрируются в информационную сеть. Интернет объединяется с интеллектуальными машинами, системами производства и процессами, образуя сложную сеть. Реальный мир превращается в огромную информационную систему.

На последней выставке SPS, немецкой выставке автоматизации, которая проводится каждую осень в Нюрнберге, было бы легко сформировать мнение о том, что Интернет вещей (иначе известный как Индустрия 4.0, или IoT) процветает. Но в Великобритании к этому, как правило, относятся со смесью волнения и трепета.

Индустрия 4.0 подчеркивает идею последовательной оцифровки и увязки всех производственных единиц в экономике. Основываясь на новых и радикально изменившихся процессах в производственных компаниях, данные собираются от поставщиков, клиентов и самой производственной компании и увязываются с реальным производством. 3D-визуализация улучшит дизайн более сложных производственных макетов и технологий, таких как совместные роботы, которые обеспечивают более гибкое производство. Интегрированные сети датчиков в сочетании с исполнительными механизмами, объединение данных, анализ больших данных и быстрое автономное принятие решений изменят мир.

Сегодня необходимо преодолеть ряд сложных технических проблем, среди которых несовместимые протоколы подключения интерфейсных устройств, управление миллиардами интеллектуальных конечных точек, недорогие варианты передачи данных в малом объеме, проблемы безопасности и бизнес-модели. Но все эти технические и бизнес-проблемы решаемы, и компании уже существуют с решениями. Прежде всего, немецкая промышленность хорошо развита и подготовлена, а SPS изобиловала технологиями, готовыми к IoT.

В отличие от этого, и совпадающее с третьим и последним днем SPS, мероприятие под названием “От индустрии 4.0 к оцифровке производства – взгляд конечного пользователя” состоялась в учебном центре Lloyds Bank Advanced Manufacturing в кампусе MTC в Энсти-Парке, Ковентри, с целью разъяснения индустрии 4.0 и ее преимуществ для производителей.

Около 150 европейских инженеров, деловых людей и ученых услышали о том, как оцифрованные заводы будут развиваться в Великобритании и по всему миру более совместным и взаимосвязанным образом.

Учитывая лидирующую позицию, занятую Германией, было уместно, что со вступительной речью выступил д-р Питер Аммон, посол Германии в Великобритании. Аммон сказал, что на долю обрабатывающей промышленности приходится 22% ВВП Германии, в ней занято 15 миллионов человек и она является основным драйвером ее экспорта, но Германия не может почивать на лаврах. “Использование цифровых информационно-коммуникационных технологий в промышленности станет ключом к поддержанию нашей конкурентоспособности на международном уровне. 80% немецких предприятий считают, что их цепочка создания стоимости будет существенно оцифрована к 2020 году”, — сказал он.

Но, по словам доктора Лины Уэртас из MTC, многие британские производители не видят тех же преимуществ для бизнеса: “Многие производители в Великобритании не знают, что означает Индустрия 4.0, или понимают ее потенциальное влияние на промышленность, и они не знают, как реагировать на технологические последствия”, — утверждала она.. “Разговор был

доминируют поставщики технологий и программного обеспечения, и производители чувствуют, что они остались в стороне. Они не видят преимуществ, они боятся рисков и не знают, к кому обратиться за надежной информацией и поддержкой”.

Хеннинг Бантиен из немецкой организации Platform Industrie 4.0, инновационного центра, призванного оказывать поддержку “скоординированному и организованному переходу к цифровой экономике в Германии”, признал, что обеспечение доступности цифровой информации для производства является ключевым в немецкой экономике. Особое внимание уделяется сообществу малых и средних предприятий (МСП), которое рассматривается как ключ к успеху проекта. Конечно, демография основы малого и среднего бизнеса в Германии несколько отличается от таковой в Великобритании, поскольку она включает в себя в основном семейные предприятия.

Напротив, британские МСП часто основаны на финансировании стартапов, разрозненных пакетах акций, венчурном капитале и часто подвержены поглощению на ранней стадии своей жизни. Но, несмотря на это, сообщество малого и среднего бизнеса в Великобритании имеет выдающуюся репутацию в области инноваций, о чем свидетельствуют изобретения от судна на воздушной подушке до графена, и это лишь два из них. И, несмотря на относительно низкое государственное финансирование НИОКР по сравнению с другими странами, входящими в группу наиболее богатых стран ОЭСР, Великобритания в этом году сохранила свое второе место в глобальном инновационном индексе.

В то время, когда членство Великобритании в ЕС висит на волоске, Энн-Мари Сассон из DG Connect выдвинула мнение Европейской комиссии о том, что каждая отрасль в Европе должна иметь доступ к новейшим технологиям и что в каждом регионе должен быть центр цифровых инноваций. Она выделила ключевое сообщение (рис. 1), которое отображает “индекс готовности” индустрии 4.0 в зависимости от доли обрабатывающей промышленности в ВВП. Страны разделены на 4 группы, причем Германия занимает лидирующие позиции наряду с Ирландией, Швецией и Австрией. Великобритания попадает в группу “Потенциальных инвесторов” наряду с Норвегией, Нидерландами, Данией, Бельгией и Францией. Другие европейские страны делятся на традиционалистов и колеблющихся.

Сассон считает, что для того, чтобы Европейский союз сохранил свою конкурентоспособность, сильную промышленную базу и управлял переходом к умный промышленный и экономике услуг потребуется оцифровка всех секторов. 75% добавленной стоимости цифровой экономики приходится на традиционные отрасли, а не на ИКТ-компании. Интеграция цифровых технологий этими традиционными предприятиями в настоящее время является самым слабым элементом.

Но цель для Европы достичь 20% доли обрабатывающей промышленности в ВВП для своей промышленности дает понять, что будущее Европы зависит от обрабатывающей промышленности. В будущем быстрый переход к индустрии 4.0 станет основным конкурентным преимуществом экономики перед ее глобальными конкурентами. Европа в целом находится в хорошей форме для того, чтобы принять новый индустриальный мир.