ЧУДАКИ: роботы, которые выполняют работу, о необходимости выполнения которой вы и не подозревали!

Официальный поставщик продукции Leroy-Somer

Не так давно было время, когда роботы все еще были предметом научной фантастики: любопытные механические гуманоиды, иногда злобные, иногда комичные, их естественная среда обитания — блокбастер или фильм категории Б. Сегодня, всего два или три поколения спустя, реальность сильно отличается и гораздо более обыденна: роботы напоминают не что иное, как крупногабаритные электроинструменты на заводе, занятые непривлекательным, но полезным трудом.

Потому что полезность — вот что такое роботы. Жар промышленного прогресса остудил фантазию и свел идею к ее практической сути: инструментам для выполнения работ, которые необходимы, но слишком трудны или утомительны, чтобы быть достойными человеческого труда. Как бы романисты и кинематографисты не хотели этого слышать, в реальной жизни роботы оказываются скучными!

За исключением того, что это не так. А реальная жизнь всегда страннее вымысла.

Потому что есть робот, чья работа состоит в том, чтобы кормить вас помидорами, пока вы совершаете пробежку. Вы носите устройство– называемое Томатан – как рюкзак у вас на плечах; затем, щелкнув рычагом, эта штука двумя руками лезет в свой рюкзак, поднимает помидор над головой и ставит его перед вашим ртом. Он был разработан для японского гиганта фруктовых соков Kagome компанией «art unit» Майвой Денки.

И есть другие. Есть похожие на манекены роботы, которые ездят на верблюдах на верблюжьих бегах в Персидском заливе. Они даже размахивают маленькими хлыстами, чтобы подстегнуть животных. Кроме того, есть роботы, единственная цель которых — прицеплять подъемники к легковым и грузовым автомобилям. Первый так называемый Автостопщик проехал от побережья до побережья Канады в 19 поездках за 26 дней.

Есть много создатели роботов, похоже, которые не верят аргументу полезности. Некоторые роботы только и делают, что играют в игры и решают головоломки. В 2016 году устройство под названием Sub1 Reloaded решило кубик Рубика за 0,637 секунды, побив рекорд, установленный более ранней версией машины, оснащенной другим процессором. Два года спустя другой робот, на этот раз с более совершенными двигателями, сократил время до 0,38 секунды.

То же увлечение сверхчеловеческой скоростью привело исследователей из Токийского университета к разработке роботизированной руки, которая всегда выигрывает в игре камень-ножницы-бумага (или янкен, как называют эту игру в Японии). Машине требуется всего одна миллисекунда, чтобы определить, какую форму формирует рука ее человеческого противника, прежде чем сделать свой выигрышный ход.

На самом деле нетрудно понять привлекательность этих роботов, играющих в игры: они очень хороши в том, что делают. Кем бы они еще не были, они, по крайней мере, превосходные исполнители. Труднее понять те машины, которые берут на себя те задачи, для которых роботы – по крайней мере, так принято считать – на самом деле никогда не предназначались: человеческие, творческие, даже художественные.

Например, играть на укулеле. УкуРобот – разработан и собран в Университете науки и техники AGH в Кракове, Польша – использует 16 серводвигателей для перебирания струн инструмента и нажатия на лады в заранее запрограммированной последовательности: управляемый микроконтроллером аналог, по сути, гораздо более старого музыкального автомата — пианино player.

Механизированная музыкальность (а UkuRobot действительно звучит механизированно) — это одно, но роботы, создающие настоящее искусство? Это тоже было сделано. Американский художник и робототехник Пиндар ван Арман, чья машина CloudPainter получила премию Robot Art prize 2018 года, специализируется на разработке программное обеспечение для глубокого обучения благодаря чему его машины, работающие с кистями, способны выполнять ‘удивительное количество независимых эстетических решений’.

Успех, с которым системы искусственного интеллекта теперь способны имитировать человеческое творчество, был дополнительно продемонстрирован в мире письменной художественной литературы. В 2016 году, ничего не зная о его авторстве, японская литературная премия Nikkei Hoshi Shinichi одобрила участие в конкурсе и прошла первый тур рассказа под названием ‘День, когда компьютер напишет роман’. Около 20% из них было составлено программой искусственного интеллекта.

Что случилось с ортодоксальной мудростью о четко разграниченных ролях для роботов и людей? Если это мудрость, то она широко опровергается – и не только новыми андроидами, которые регистрируют вас и забирают ваши сумки в отеле Henn na в Токио, или «фанботами», которые заполняют пустые места (заменяя болельщиков, застрявших дома) на бейсбольном стадионе Hanwha Eagles, Южная Корея..

Самые странные роботы из всех — это те, чья задача на самом деле имитировать людей. Их существует целый ряд. Компания SoftBank Robotics Pepper, которой сейчас пять лет, является одной из самых известных. Этот полугуманоид с детским личиком размером с пинту распознает речь и считывает эмоции настолько хорошо, что может выполнять интерактивную низкоуровневую работу в банках, магазинах, школах и домах престарелых.

Но София из Hanson Robotics, бесспорно, лидирует, когда речь заходит о роботах, которые выглядят и ведут себя как настоящие люди. Обладая ультрасовременным сочетанием искусственного интеллекта, обработки визуальных данных и распознавания лиц (ее собственное лицо смоделировано по образцу лица Одри Хепберн) и способная вести простые беседы на заданные темы, София впечатляла и нервировала в самых разных средствах массовой информации, от чат-шоу до музыкальных клипов. В 2017 году она даже стала чемпионом по инновациям Программы развития Организации Объединенных Наций.

Таким образом, роботы, которые мы производим, очевидно, отражают гораздо больше, чем просто нашу потребность в практической помощи при выполнении конкретных задач на рабочем месте. Они также являются выражением всей гаммы человеческих прихотей и внешних пределов наших творческих амбиций. Что это говорит об их направлении движения, ни в коем случае не ясно. Но одно можно сказать наверняка: если вы думаете, что знаете роботов, и что они делают, и что они могли бы сделать в будущем – фактически, кем они могли бы быть в будущем – возможно, было бы разумно подумать еще раз.