Автоматизация финансовых систем

Официальный поставщик продукции Leroy-Somer

27 июня 1967 года толпа взволнованных зрителей наблюдала за открытием первого в мире банкомата (Automated Teller Machine) возле филиала Barclays Bank в Энфилде, северный Лондон. Там был английский комедийный актер Редж Варни, которого взяли с собой, чтобы оказать честь первому снятию наличных.

Для многих из присутствующих это было бы первым намеком на то, что повседневная финансовая транзакция может осуществляться автоматически – без присутствия кассира или банковского служащего. И с тех пор cashpoint предоставляет тем, у кого есть счета в крупных банках, лучшее из того, что может предложить автоматизация: универсальная доступность, функциональность 24/7 и свобода от человеческих ошибок.

Было ли то июньское утро новым рассветом для финансового сектора? Были ли силы полномасштабной автоматизации не за горами? В некотором смысле нет. В конце концов, физические банки все еще существуют и люди по-прежнему стоят в них в очереди, чтобы обналичить выписанные от руки чеки и положить мешки с монетами, как это было пятьдесят лет назад. С другой стороны, благодаря появлению онлайн-банкинг а с развитием бухгалтерского программного обеспечения ряд финансовых процессов, как правило, в настоящее время либо полностью, либо частично автоматизированы.

В рамках финансовых систем, как и во всех системах, автоматизация наиболее естественно рекомендует себя процессам, которые являются повторяющимися, предсказуемыми и основанными на правилах. Установление регулярных платежей на банковский счет и с него — прекрасный пример такого процесса, а постоянные заказы и прямое списание средств существуют уже некоторое время (последнее было разработано в 60-х годах для гиганта потребительских товаров Unilever, чтобы ускорить оплату продавцами мороженого).

Ипотека, арендная плата и коммунальные услуги теперь оплачиваются легко и предпочтительно автоматически. Для тех, кто может себе это позволить, автоматизация дальнейших регулярных платежей на сберегательные счета, включая пенсионные фонды, является более чем просто удобной: она гарантирует рост этих средств таким образом, что людям, не имеющим такой структуры, которую они сами себе навязали, может быть трудно поддерживать.

Автоматизация более сложных финансовых процессов, особенно тех, которые связаны с работой бухгалтеров, напрямую зависит от достижений в области специально написанного программного обеспечения и онлайн–ресурсов. И хотя все большее число программ помогает людям с их личными финансами (в таких областях, как подготовка налоговых деклараций), на сегодняшний день основными бенефициарами, несомненно, являются предприятия.

В наши дни, например, немногие бухгалтеры компаний не пользуются преимуществами Microsoft Превосходство макрофункции. Они автоматизируют простые, но требующие большого объема данных бухгалтерские задачи, которые при выполнении вручную отнимают много времени и подвержены ошибкам, от заполнения записей в журнале до выверки банковских выписок.

С момента популяризации Excel программные технологии стремились выйти за рамки традиционно фиксированного, линейного подхода к автоматизации задач. Роботизированная автоматизация процессов (RPA), в частности, был разработан как способ создания программного обеспечения, имитирующего человеческую работу динамически, разумно и в нескольких приложениях.

Благодаря RPA и другим ИТ-технологиям, отчет 2017 года от Глобальный институт McKinsey подсчитано, что более трети финансовых операций бизнеса теперь могут быть эффективно автоматизированы, включая выдачу и проверку счетов-фактур, обработку запросов на утверждение расходов, сбор данных для анализа и составление отчетов и прогнозов.

Финансовые отделы чьи операции охватили такой уровень автоматизация свидетельствуют о ряде ключевых преимуществ, ни одно из которых не станет неожиданностью для инженера по автоматизации.

Во-первых, эти организации обладают качеством бесперебойного функционирования, неизвестным старомодным бухгалтериям с их еженедельными и ежемесячными узкими местами в рабочей силе. Когда работа – осуществление платежей, отправка счетов (а затем напоминания о счетах), утверждение заявок на расходы – выполняется в режиме реального времени, задержки, вызванные задержками, больше не прерывают выполнение.

Во–вторых, по мере того, как финансовые отделы становятся более автоматизированными, они неизбежно становятся более интегрированными — и, следовательно, лучше скоординированными и менее непрозрачными, чем раньше. Это может означать что угодно от устранение несоответствующих стилей ведения бухгалтерского учета между сотрудниками для сбора данных об общих расходах компании в простое для понимания расположение на приборной панели.

Что приводит, как всегда в случае автоматизации, к выдающемуся результату: использованию информации для получения понимания. Такая всеобъемлющая картина кредиторской задолженности компании, которая была бы слишком трудоемкой и слишком сложной для сбора вручную, может, особенно в сочетании с инструментами прогнозирования, привести к более разумной мобилизации оборотного капитала, снизить зависимость от заимствований и повысить как компетентность, так и кредитоспособность.

Если было доказано, что автоматизация повышает эффективность работы бухгалтерии компании, то на фондовом рынке она продемонстрировала не меньшее мастерство. Так называемый Роботы-консультанты – программы управления инвестициями, которые основаны на алгоритмах, а не на человеческом суждении – задача контролировать содержание отдельных портфелей в соответствии с принципами, вытекающими из современной теории портфелей, снижая риск за счет распределения активов и постоянного перебалансирования. Эти автоматизированные инвестиционные пакеты часто превосходят активно управляемые фонды, причем за небольшую часть затрат.

Разработки в области искусственного интеллекта лежат в основе самых последних – и на сегодняшний день самых фундаментальных – способов, с помощью которых финансовые системы становятся все более автоматизированными и менее подверженными непосредственному вмешательству человека. Обращение за банковским кредитом, если взять другой пример, когда-то было делом личных переговоров, теперь, скорее всего, будет вопросом удовлетворения комплекса полностью алгоритмических требований (хотя, что интересно, существует исследование предполагать, что такое алгоритмы не так свободны от человеческих предубеждений как можно было бы себе представить).

Большинство согласны с тем, что современные тенденции в финансовых технологиях заставляют деньги вести себя более эффективно – и что эта эффективность полезна для экономики в целом. Однако некоторые высказали оговорки по поводу возможных последствий продвижения автоматизации в этой сфере слишком бесконтрольными темпами: от упрощения механизмов расходования средств (таких как онлайн-заказ в один клик) в обществах, уже склонных к чрезмерному потреблению; до беспокойства по поводу безопасности данных и конфиденциальности на диверсифицированном финансовом рынке; к вычету человеческого прикосновения, скажем, при пересмотре условий графика погашения кредита.

Нет никаких сомнений в том, что возможности автоматизации по ускорению, оптимизации и интеграции финансовых услуг никуда не денутся. Но этот филиал Barclays на Энфилд-Хай-стрит все еще существует и не планирует закрываться в ближайшее время.