Компании Leroy-Somer и Control Techniques, входящие в группу Nidec завершили передовой проект для рыбной промышленности и создали систему электродвижения для абсолютно нового типа морских судов MDV-1 “Immanuel”. Решение включает в себя несколько преобразователей частоты Unidrive M, электродвигатели, трансформаторы, тормозные резисторы, выпрямитель и генераторы.
Судно MDV-1 “Immanuel” построенное в Дании имеет размеры 30.2 x 8.6 м и две лебедки. Судно включено в Генеральный план увеличения конкурентоспособности рыбной промышленности (сокращенно MDV) и имеет ряд инноваций в конструкции, позволяющих экономить до 80% топлива и на столько же снизить выбросы (CO2/NOx).
Целью MDV, объявленного в 2012 году для модернизации рыбопромыслового сектора Дании является поиск эффективных улучшений в любой области, включая системы движения судов, которая на MDV-1 “Immanuel” стала дизель-электрической с генератором с переменной скоростью и шиной постоянного тока.
Такая конструкция дает возможность эксплуатировать генератор чрезвычайно эффективно в диапазоне скоростей от 800 до 1200 об/мин и дает возможность сократить число генераторов и устанавливать на судно только два генератора, (один рабочий) вместо трех, в случае использования для электрохода стандартной сети переменного тока (в которой обычно работают два генератора). Главный генератор (мощностью 500 кВт) используется для движения в переходах и при во время промысла рыбы, второй генератор (мощностью 117 кВт) выполняет в основном функции резервного генератора, который обеспечивает возврат судна в порт на низкой скорости.
Вторым преимуществом системы является использование вместо дизельного двигателя ходового электродвигателя с постоянными магнитами и водяным охлаждением мощностью 400 кВт и частотой вращения 120 об/мин для привода главного винта. Кроме более высокого К.П.Д. такая схема дает снижение габаритных размеров и позволяет отказаться от редуктора, что так же снижает эксплуатационные расходы
Более того, возможность работы непосредственно с контроллером дизельного двигателя делает систему более стабильной и энергоэффективной, снижает шум и вибрации.
Четыре Unidrive M работают параллельно для управления ходовым электродвигателем, вторая четверка Unidrive M управляет вращающимся трансформатором. Так же Unidrive M применены для управления работой вспомогательного оборудования: гидравлических насосов, вентиляции машинного отделения, холодильной системы для рыбы и два для импульсных рыболовных брашпилей. Брашпили отматывают и наматывают электрический кабель с постоянным натяжением (для защиты от обрыва), но с изменяемой скоростью.
Так же, компания Leroy-Somer поставила для этого судна вращающийся трансформатор и тормозной резистор для бортовой энергосистемы, модуль выпрямителя для шины постоянного тока, 12-пульсный трансформатор работающий с напряжением переменной частоты, главный и вспомогательный генераторы.
Кроме системы электродвижения, Nidec так же обеспечил разработку всей системы, разработку документации, испытания и пуско-наладочные работы, обучение персонала и программное обеспечение, включающее в себя не только программу ПЛК, но и специальное программное обеспечение Unidrive M, управляющее главным ходовым электродвигателем и вращающимся трансформатором.
Для снижения гармонических искажений тока, инженеры так же решили применить систему с 12-пульсным изолирующим трансформатором. Контроллер ввода резерва и генераторы гарантируют обеспечение резерва за счет избыточности в бортовой системе генерации электроэнергии и отсутствие в помех.
Строительство и спуск на воду MDV1 произошли точно в назначенные сроки, более того, результаты восьмимесячной эксплуатации выглядят очень хорошо — судно предназначено для промысла камбалы и морского языка в объеме до 850 стандартных ящиков и что очень важно, система управления энергооборудованием настолько эффективно, что промысел с MDV1 выгоден даже при высокой цене нефти.