Устойчивое развитие больше не рассматривается как второстепенный или даже необязательный элемент бизнес-стратегии. Напротив, в последние годы он зарекомендовал себя как ключевой путь для любой компании к жизнеспособности и прибыльности в средне- и долгосрочной перспективе.
Определено в «Нашем общем будущем» как «развитие, которое отвечает потребностям настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Устойчивое развитие впервые привлекло широкое внимание в докладе Организации Объединенных Наций в 1987 году.
В отчете должно было быть изложено то, что сегодня звучит как здравый смысл. Но, как отметил в предисловии к этому документу председатель комиссии по отчету Гро Харлем Брундтланд, в то время идея «окружающей среды» имела тенденцию рассматриваться «как сфера, отдельная от человеческих действий, амбиций и потребностей» и, как следствие, «имела оттенок наивности в некоторые политические круги’.
Сегодня все обстоит наоборот: все согласны с тем, что наивно упускать из виду экологические последствия любых действий человека, в том числе и в области развития бизнеса.
Компании, которые, как известно, заботятся об устойчивом развитии, особенно в наши дни, с большей вероятностью получат более высокий статус бренда, чем те, которые не в ладах с возникающими социальными тенденциями. Это ключевая точка интереса, которая имеет значительные последствия не только для клиентской базы, но и для потенциала компании по привлечению и взаимодействию как с сотрудниками, так и с инвесторами.
Это стало вопросом социальных ожиданий: короче говоря, все предприятия проявляют, по крайней мере, разумную осторожность в таких вопросах, как предотвращение чрезмерного использования энергии, сокращение отходов и значимый учет выбросов углерода. Эти ожидания то тут, то там находят отражение в различных штрафах и стимулах в рамках государственной регулятивной политики.
Но устойчивость в бизнесе — это не просто пример того, что мы поступаем правильно для планеты, потому что мы должны. Это понимание того, что экологически чувствительные практики, говорящие об ответственном использовании материалов и ресурсов и о долгосрочном, а не краткосрочном мышлении, как правило, подразумевают более здоровые и долговечные бизнес-структуры.
В конце концов, отходы — это не просто экологическая проблема. Это также материальная потеря.
Будь то оставленный включенным свет в пустых помещениях, перезаказанные запасы или пустые складские помещения: все компании признают легкость, с которой ресурсы могут быть оплачены, а затем не использованы должным образом. Само по себе продуманное планирование может свести к минимуму утечку капитала, вызванную человеческим просчетом или халатностью. По сути, быть бдительным особенно важно на производственной арене.
Пример: С точки зрения рентабельности, времени ремонта и фактической замены оборудования, уровни потерь, связанных с неисправным оборудованием, могут быть далеко идущими; и режимы профилактического обслуживания в настоящее время являются неоспоримым аспектом разумного управления бизнесом.
Проблема отходов в последние годы стимулировала большое творческое мышление. Некоторые предприятия вдохновились на упрощение или рационализацию дизайна своих продуктов или упаковок, например, используя меньшее количество сырья или другие материалы. То же мышление находит отражение, особенно в период после пандемии, в урезании и локализации цепочек поставок.
Другие искали способы реализовать ценность отходов, которые они производят, — например, производители потребительских товаров, которые продают органические отходы садоводческим компаниям для использования в качестве компоста. А извлечение энергии из органических отходов — с помощью таких технологий, как анаэробное сбраживание или газификация — позволяет некоторым производителям сельскохозяйственных или промышленных отходов стать более энергонезависимыми, снижая их коммунальные расходы, а также их зависимость от услуг по удалению отходов и управлению ими.
Если мышление, лежащее в основе устойчивой бизнес-стратегии, иногда является благоразумным, иногда инновационным, оно на всех уровнях ориентировано на перспективу. По сути, это философия инвестирования сейчас с целью создания — и сохранения — будущей ценности.
Это не всегда простая продажа. Культура акционеров, в частности, оказывает значительное давление на компании, вынуждая их добиваться краткосрочных выгод, иногда в ущерб долгосрочному росту. Но постоянно накапливающийся объем исследований показывает, что компании, которые с начала века наиболее тщательно инвестировали в долгосрочные подходы, сегодня демонстрируют самые высокие показатели.
Еще в 1987 году Гарлем Брундтланд отметил, что окружающая среда отнюдь не является «отдельной» сферой, а просто «местом, где мы все живем’. То же самое и в долгосрочной перспективе: как бы ни было заманчиво рассматривать это только абстрактно, будущее — это то, где мы все будем жить — немедленно.
Устойчивость в бизнесе — это, возможно, просто осознание побочных эффектов такого рода — будь то воздействие на окружающую среду, на сотрудников, на общество, на наше собственное будущее, — которые в любой момент могут подорвать усилия компании; и использование этого осознания для предотвращения такие последствия.
Мышление в области устойчивого развития, конечно, имеет много общего с работой инженера по автоматизации. Будь то простое движущееся приложение, использующее привод с регулируемой скоростью для изменения поступающего электрического тока, или интеллектуальная внутренняя ферма, использующая датчики для подачи света и воды только по мере необходимости, принципы одни и те же: меньше отходов, больше эффективности.
Как и стратеги устойчивого развития, инженеры по автоматизации придерживаются единого видения: открытых, согласованных систем, в которых работа машин взаимосвязана и координируется не меньше, чем у поставщиков или заинтересованных сторон устойчивой компании.
Поэтому тем более уместно, что все больше и больше предприятий, стремящихся к повышению устойчивости своих методов работы — во всем, от оптимизации производственных операций до цифровой рационализации офисной работы, — получают непосредственную выгоду от плодов автоматизации.