Лифты и город

Официальный поставщик продукции Leroy-Somer

Это простая идея: а тележка, которая перемещается вверх и вниз внутри здания, позволяющий людям перемещаться между этажами без необходимости подниматься и спускаться по лестнице. Это тоже революционно. На протяжении 150 лет он играл ключевую роль в преобразовании современного города: от низменной планировки отдельных коммерческих и гражданских зданий до плотных, вздымающихся ввысь штабелей офисов и квартир. Горизонты, однажды исправленные, теперь постоянно пересматриваются в сторону увеличения.

Как произошло это удивительное изменение? Какие вызовы сделали лифтостроение что нужно преодолеть, чтобы создать новую архитектуру? Как в результате изменился опыт городской жизни? И какая новая почва появилась лифтовая технология еще предстоит прорыв – какие новые пейзажи обещают?

То, что положило начало эпохе лифта, было прорыв в области безопасности Древние греки и итальянцы эпохи Возрождения экспериментировали с системами вертикальных тележек с использованием подъемников и шкивов, а новизна лифты начали появляться в европейских королевских дворцах в восемнадцатом веке. Но, несмотря на противовесы и гидравлику, открывающие современную механическую эру, лифты не могли стать мейнстримом, пока не завоевали доверие обычных людей.

Это было сделано впечатляющим образом на выставке в нью-йоркском Хрустальном дворце в 1854 году изобретателем и промышленником Элиша Отис. Оказавшись на возвышении перед толпой зрителей, Отис топором перерубил подъемный трос: мгновенно сработала пружина вагона, пара защелок вошла в зацепление с храповыми прутьями в раме, и платформа не упала.

То же самое защитное устройство было должным образом установлено в рамках Первый коммерчески успешный лифт Отиса в пятиэтажном торговом центре Нижнего Манхэттена. До конца столетия был построен первый в мире небоскреб – десятиэтажное здание страхования жилья в Чикаго — и утвердилась новая архитектурная эстетика (чикагский, или коммерческий, стиль).

Конечно, лифты были лишь одним из аспектов технологии, которая способствовала вертикальному росту города. Архитектура из стального каркаса было не менее важно. Несущие конструктивные каркасы зданий впервые стали возможны в конце девятнадцатого века благодаря достижениям науки о производстве стали. Они давали высоту; лифты — средство ее масштабирования.

Первый небоскребы были не просто созданы с помощью лифтовой технологии; они также бросили вызов ее ранним ограничениям. Гидравлические системы Например, в которых лифты приводятся в движение поршнями, находящимися под давлением, требуют значительного фундамента, глубина которого почти равна потенциальной досягаемости системы. Только по этой причине они быстро были признаны непригодными для очень высоких зданий.

Тяговые лифты– или веревочные – были шагом вперед и действительно использовались на каждом этапе строительства высотных зданий на протяжении двадцатого и двадцать первого веков. Их простота конструкции и низкие энергозатраты делают их практическибесконечно расширяемый.

Как только физический механизм лифта станет достаточно прочным и долговечным, чтобы обслуживать большое количество этажей, он должен быть способен удовлетворительно перемещать людей между ними. Скорость и эффективность обслуживания должны соответствовать структурным обещаниям.

То переход от пара к электроэнергии увеличена скорость лифта во много раз: фактически до скорости, с которой человеку комфортно перемещаться вертикально (около 10 м/с). Те, кто им пользуется, также ценят лифт, который не требует ни чрезмерного ожидания прибытия экипажа, ни утомительных остановок на этажах других людей (оба этих риска увеличиваются с увеличением количества пройденных этажей).

Начиная с 1950-х годов (и кончины лифтера) поведение лифта было алгоритмичным. Широко используемый базовый протокол определяет направление и протяженность движения в соответствии с запросами пользователя, хотя всегда отдает приоритет направлению движения в любой данный момент. Более сложное программирование позволяет жонглировать двумя или более лифтами. Последняя важная идея в этой области – принцип, известный как ‘отправка по назначению’ – назначает определенные лифты конкретным пассажирам в зависимости от нужного им этажа.

Другие инновации – двухэтажный вагон, обслуживающий одновременно два этажа; легкие полиуретановые и стальные плоские подъемные ремни для замены тяжелых тросов; приводы и двигатели, достаточно компактные, чтобы занимать саму шахту, а не отдельное машинное отделение, — еще больше разнообразили архитектурные возможности высотных зданий.

Таким образом, ассортимент мировых небоскребов продолжает расширяться и достигать новых высот. Можно отметить, что в последнее время Китай сделал больше, чем любая другая страна, для стимулирования роста отрасли: согласно Совет по высотным зданиям и городской среде обитания более 60% очень высоких зданий 2018 года были сосредоточены именно там.

Но как эта миграция ввысь изменила опыт жизни и работы в городе? Возможно, самый важный эффект лифты оказали на городское существование такое они сделали это безопаснее. Дело не только в том, что лифты почти никогда не страдают от несчастных случаев. Дело в том, что, позволив городам расти как вертикально, так и горизонтально, высокие здания неизмеримо сократили разрастание городов – вместе со всеми километрами дорожного движения, которые были бы связаны с этим.

Социологически – и иронически – лифты — отличный выравниватель. В жилых зданиях старая классовая система, при которой слуги и другие граждане с низким доходом были переселены на менее доступные верхние этажи, была лишена лифтом какого-либо архитектурного соответствия. И в наше время тоже лифты обеспечивают людям с ограниченной подвижностью, от инвалидов-колясочников до пожилых людей, такую же степень доступа в здание, как и всем остальным.

У высотной жизни, конечно, всегда были свои критики. Еще в 60-х годах общественная активистка Джейн Джейкобс считала многоэтажку врагом соседского сообщества: вы не останавливаетесь, чтобы скоротать время в лифте, как это делаете на углу улицы. И, какими бы безопасными они ни были, лифты также неизбежно отвлекают пользователей зданий от этого основного фактора физического благополучия: лестницы.

Как бы эффективно общество ни решало эти и другие проблемы, технологии тем временем продвигаются вперед.Лифты, похоже, скоро смогут перемещаться как по горизонтали, так и по вертикали.Тиссенкруппмногосистема будет использовать электромагнитную тягу для перемещения бескабельных шаттлов по сети шахт по всему зданию, вдоль этажей, а также между ними.

Архитектурные последствия снова значительны: в будущем лифты могут соединять пространства между зданиями (сбоку, как мосты), а также внутри них. Шахты, как и железнодорожные пути, возможно, больше не всегда должны быть абсолютно прямыми. Под влиянием этой технологии линии горизонта могут начать выглядеть более взаимосвязанными, более органичными.

Так много всего является домыслами. Но, если это произойдет, такая перспектива будет визуально соответствовать многим способам, которыми, благодаря увеличению общесистемногоавтоматизация город будущего, настроен на функционирование как интеллектуальное, взаимосвязанное целое.