Термин ‘автоматизация’ можно определить как технологию, с помощью которой процедура выполняется с минимальной помощью человека. Обычно это выполняется роботом или компьютером. Моцарт, возможно, был бы загипнотизирован тем, что происходит с автоматизацией в современном музыкальном мире. Роботы, возможно, еще не играют на скрипках, но существует целый ряд устройств, которые внедрили автоматизацию в современное производство музыки.
Принимая Цифровая звуковая рабочая станция (DAW), в качестве закуски. Это программное обеспечение для создания музыки или аппаратное обеспечение, используемое для записи, управления и редактирования цифровых аудиофайлов. Основным элементом, которым можно управлять, является громкость, но на более сложном уровне DAW используются для микширования нескольких дорожек аудиозаписей и добавления звуковых эффектов. Все эти процедуры выполняются в процессе редактирования после исполнения.
1970-е годы обвиняют во многом. Но это может поставить в заслугу рост автоматизации в музыке. Необходимость в автоматизации возникла, когда студии перешли от использования 8-дорожечных магнитофонов к нескольким синхронизированным 24-дорожечным магнитофонам. Сведение треков могло быть долгим и сложным процессом, требующим участия до четырех человек, и воспроизвести результаты было практически невозможно.
Технологические лидеры отрасли, такие как Solid State Logic, разработали микшерные пульты, которые позволили одному инженеру создать сложную смесь и, что наиболее важно, сохранить параметры, чтобы смесь можно было легко воспроизвести. Однако в 1970-х годах компьютеры, необходимые для питания этих столов, были редкостью. Продюсерам таких групп, как Queen, удалось заполучить это оборудование, и «A Night At The Opera» стал одним из первых альбомов, в котором использовалась эта ультрасовременная технология.
В 1960-х годах автоматизация еще не появилась на музыкальной сцене. Представьте, если бы The Beach Boys выступали в студии, и были бы сделаны индивидуальные записи каждого исполнителя и каждой музыкальной части – вступления, куплета, рефрена, бриджа, концовки. Если на этапе после исполнения продюсер прислушивался и понимал, что, хотя уровни контроля были хороши для куплета, в припеве голоса Брайана Уилсона и Майка Лава заглушали голоса всех остальных.
Что сделал продюсер? Он вручную переместил регулятор громкости вокала Уилсона и Лав вниз, когда песня вошла в припев, и снова вверх в конце припева; приклеив ленту на регулятор громкости, чтобы он мог запомнить, куда следует переместить ползунок. Каждый раз, когда он проигрывал песню обратно, ему приходилось не забывать нажимать на фейдер вниз, а затем снова вверх.
Чем больше корректировок приходилось вносить, тем более сложным и громоздким становился производственный процесс. Для работы с этим столом требовалось привлечь больше людей. Автоматизация цифрового микширования упростила этот процесс, позволив одному человеку настраивать звуковые файлы с помощью экрана и консоли, а конечные результаты сохранять в памяти.
Микширование с помощью DAW включает в себя не только простые регуляторы громкости. Существует регулятор эквалайзера, регулятор громкости для определенных частот, обычно используемый для фильтрации низких или высоких частот, что делает звук более близким или отдаленным. Насыщенность — это во многом та же концепция в музыкальном производстве, что и в цифровой фотографии. Увеличение насыщенности цифрового сигнала делает его звучание теплым и насыщенным. Реверберация (продолжение звука после его создания) и задержка (создание эха) являются другими эффектами в репертуаре DAW, как и панорамирование, когда звук перемещается по стереоспектру, создавая ощущение, что он переходит от одного динамика к другому.
Автоматизация в музыке идет дальше, чем просто смешивание. Это может включать в себя создание звука. Это движение в область электронной музыки, которая существует с начала 1900-х годов, но по-настоящему взлетела с изобретением синтезатора Moog Робертом А. Мугом в начале 1960-х годов.
Муг построил машину, содержащую схемы синтезатора — фильтры, усилители и генераторы, которые можно было соединять вместе в различных конфигурациях для получения звуков. В 1970-х годах синтезатор вместе с драм-машинами и вертушками оказал большое влияние на популярную музыку, поскольку появились новые музыкальные жанры, такие как краутрок. В 1980-х годах влияние электронной музыки возросло, а внедрение цифровых технологий привело к разработке цифрового интерфейса музыкальных инструментов (MIDI). MIDI позволял музыканту соединять вместе целый ряд устройств, например компьютер, клавиатуру, синтезатор и драм-машину, подключать их к DAW и создавать музыку в электронном виде.
Электронная музыка продолжает занимать центральное место на сцене поп-музыки, ее популярность возросла благодаря появлению доступных музыкальных технологий.
Исторически автоматизация в музыкальной сфере имела одну общую черту с автоматизацией в большинстве других областей: вмешательство человека. Но возможно ли пойти на шаг дальше? Может ли музыка создаваться без участия человека? Некоторые возразят, что с появлением искусственного интеллекта мы близки к этому.
Дэвид Коуп (р. 1941), почетный профессор музыки Калифорнийского университета, считается отцом искусственной музыкальной композиции. Его программная система EMI (Experiments in Music Intelligence) считается новаторской в этой области. Используя EMI, он выпустил ряд пластинок с искусственно сочиненными песнями. Все это было связано с тем фактом, что в начале 1981 года он страдал от композиторского блока. Чтобы преодолеть этот барьер, он обратился к своим знаниям в области компьютерного программирования и создал программу, которая могла сочинять оригинальные треки.
Коуп установил три основных принципа, которые по сей день продолжают составлять основу для создания искусственной музыки.
1) Деконструкция: Процесс, посредством которого музыкальные композиции анализируются и разделяются на части.
2) Идентификация подписей: Процесс выявления общих черт, характеризующих стиль определенного типа музыки или композитора.
3) Совместимость: Рекомбинация общих черт, паттернов, стилей для создания новой, оригинальной музыки.
Среди множества произведений искусственной музыки, созданных Дэвидом Коупом с использованием этих принципов (по его утверждению, простым нажатием кнопки), есть произведения в стиле Рахманинова и, да, Моцарта. Изумление Вольфганга Амадея по поводу масштабов автоматизации в музыке могло бы быть полным, если бы он смог согласиться с общим мнением, что работа Коупа не просто копировала его собственную, но взяла его оригинальный стиль и создала нечто узнаваемое Моцартовское, но совершенно новое.
Совсем недавно, но следуя принципам Cope, программное обеспечение Flowmachines от Sony CSL использовалось для сканирования нот, ассимиляции данных и создания, казалось бы, оригинальной музыки в стиле известных групп и композиторов. Песня в стиле Битлз «Daddy’s Car» получила неоднозначный прием, особенно в отношении текста, но стиль безошибочен.
До сих пор автоматизация в музыке всегда предполагала какой-то человеческий вклад. Дойдем ли мы до стадии, когда искусственный интеллект способен создавать музыку полностью с нуля? Музыка, которая понравилась бы людям? Можем ли мы полностью исключить себя из творческого процесса? Действительно ли мы этого хотим? Только будущее покажет.